Креативное мышление на музейных уроках

«Развитие креативного и критического мышления обучающихся на музейных занятиях» Из опыта работы.

(Доклад был подготовлен для участия в Межрегиональной научно-практической конференции "Культурное наследие народов России как фундамент воспитания подрастающего поколения")

История как учебная дисциплина становится всё более популярной среди учащихся при выборе предметов для сдачи  ЕГЭ. Некоторые задания вызывают затруднения среди определённых категорий учеников. К таким заданиям можно отнести задания №14 и №15, в которых нужно работать с иллюстрациями медалей, орденов, монет, марок. Учащиеся, привыкшие мыслить творчески, как правило, и испытывают затруднения при решении этих заданий. Помочь таким детям справиться с подобными затруднениями можно через работу школьного музея, то есть через музейную педагогику.

Если же разбираться в терминах, то под музейной педагогикой понимается область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создаёт условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

К примеру, в экспозиции нашего школьного музея имеется некоторое количество  экспонатов, с помощью которых можно не только научиться решать выше озвученные задания, но и расширить границы познания, дать учащимся возможность развить свои творческие способности, научиться мыслить более широко. Работу с такими экспонатами можно включать в обычный урок истории, а можно проводить отдельным занятием.

Целью подобных музейных уроков является не только более глубокая подготовка к ЕГЭ через решение некоторых заданий из КиМов, но и  развитие навыков  критического и креативного мышления.

Основная идея заключается в  получении новой исторической информации при работе с музейными экспонатами, используя навыки критического мышления. 

Обучающиеся в ходе занятия получают возможность развить навыки креативного и критического мышления и научатся творчески подходить к решению заданий №14 и №15 ЕГЭ по истории.

Как это выглядит на практике?

Урок: «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»

В процессе урока учащимся предлагается изучить две медали (медаль «За победу над Германией» и медаль «За победу над Японией»). Надписи на аверсе и реверсе медалей закрыты, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе с этими экспонатами.

После первичного изучения медалей, учащимся предлагается сформулировать вопросы, которые у них возникли при изучении медалей.

Можно использовать  технику «Вопросы»

Примерные вопросы, которые могут быть сформулированы:

o   Кто изображён на медалях?

o   Чем похожи медали?

o   Чем не похожи медали? (в чем различие)

o   Почему профили изображённого на медалях человека смотрят в противоположные стороны?

Учитель контролирует процесс работы и помогает учащимся сформулировать нужные вопросы.

Далее учащиеся формулируют ответы на свои вопросы.

o   Кто изображен – И. В. Сталин

o   Чем похожи медали  -  на  медалях изображен профиль И. В. Сталина, медали одинаковые по размеру и дизайну, изготовлены из одного и того же материала (латунь), покрыты позолотой.

o   Чем не похожи медали (в чем различие) – профиль И. В. Сталина на медалях развернут в противоположные стороны.

Подсказка:

Учитель задает дополнительные наводящие вопросы:

o   Чем знаменит человек, изображённый на медалях?

o   К какому периоду правления И. В. Сталина относятся медали?

o   Чему могут быть посвящены медали?

После получения ответов на поставленные вопросы:

o   Чем знаменит человек, изображённый на медалях? – руководитель партии и государства в 1925-1945 годах

o   К какому периоду правления И. В. Сталина относятся медали?

(если возникают затруднения при формулировке ответа на вопрос, открываются надписи на аверсе медали «За победу над Германией» - «Наше дело правое. Мы победили») – 1941-1945 годы.

o   Чему могут быть посвящены медали?  - Победа в Великой Отечественной, Второй Мировой войнах.

После этого возвращаемся к главному вопросу – Почему на медалях профили И. В. Сталина развернуты в противоположные стороны?

Далее используется приём «Мозговой штурм»

Выслушиваются и записываются все предположения. Учащиеся, используя знания исторического материала и логику, пытаются обосновать свои предположения. Далее открывается надпись на аверсе медали «За победу над Японией» - надпись «За победу над Японией».

Потом можно открыть надписи на реверсах медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» и «3 сентября 1945 года».

На этом этапе я обычно подключаю ещё несколько экспонатов музея, в частности Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего за войну с Японией. В нашем школьном музее имеется три такие благодарности. При внимательном изучении текста благодарностей учащиеся акцентируют внимание на том, что война с Японией проходила на Дальнем Востоке.

В итоге, учащиеся должны сформулировать ответ на ключевой вопрос – «профиль И. В. Сталина на медали «За победу над Германией» повёрнут на Запад, символизируя то, что победа в Великой Отечественной войне была одержана на Западе. Профиль И. В. Сталина на медали «За победу над Японией» повернут на Восток, символизируя то, что победа над Японией была одержана на Востоке.

Домашнее задание:

Задание выдаётся на отдельных листах, с изображением аверса изученных медалей.

Рассмотрите изображение на медалях и выполните задание:

Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Среди участников войны, отмеченных этими медалями, был и  сам И. В. Сталин.

2) Война, которой посвящена вторая медаль, закончилась раньше войны, которой посвящена первая медаль.

3) Кроме этих медалей существовала ещё одна похожая по дизайну медаль, выполненная из меди и вручавшаяся за доблестный, ударный труд во время Великой Отечественной войны.

4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена вторая медаль, был подписан в Берлине.

5) Война, за победу в которой вручалась первая медаль, закончилась ядерной бомбардировкой двух городов.

Это не единственное занятие, которое можно провести в рамках музейных уроков.

Поскольку я не только руковожу школьным музеем, но и увлекаюсь фалеристикой, то использую я задания с медалями и орденами из музейной экспозиции, если речь идёт о советских наградах, либо из своей коллекции, если речь идёт о наградах императорской России или иностранных наградах.

К примеру, очень удобно использовать для разработки таких заданий медаль к 300-летию дома Романовых, отчеканенную в 1913 году. На аверсе медали изображены профили царя Михаила Федоровича Романова и Николая Александровича Романова (первого и последнего царя династии)

Задание может заключаться в том, что нужно сделать обоснование, опираясь на базовые исторические знания и информацию, представленную на аверсе медали.

Задание: "Укажите личности людей, изображенных на медали и событие, к которому приурочен выпуск медали. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Учитель сообщает, что медаль была отчеканена в 1913 году.

Опираясь на базовые исторические знания и используя навыки критического мышления, учащиеся приходят к выводу, что это Михаил и Николай Романовы, а событие – это 300-летие династии. Такого обоснования будет достаточно для правильного ответа.

Ссылки на Интернет-ресурсы:

1.     https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2018/10/01/8-texnik-kreativnogo-myshleniya-yashhik-idej-kasha-metafor-i-metod-uolta-disneya/ - 8 техник  креативного мышления.

2.     http://www.lib.unn.ru/students/src/kolesova1.pdf - Креативные техники. Введение в социокультурную проблематику.

3.     https://knife.media/creative-vs-critical/ - Что делать, чтобы прокачать креативное мышление, и как ему помогает критическое

4.     https://blogg-teacher-of-histiry.blogspot.com/p/11.html - сайт учителя истории и обществознания Колмогорова Е. В. (презентация «Награды СССР»)

5.     https://blogg-teacher-of-histiry.blogspot.com/p/blog-page_91.html - сайт учителя истории и обществознания Колмогорова Е. В. – вкладка «Экспозиция школьного музея»

........................................................................................................

Доклад (8 минут)

История как учебная дисциплина становится всё более популярной среди учащихся при выборе предметов для сдачи  ЕГЭ. Некоторые задания вызывают затруднения среди определённых категорий учеников. К таким заданиям можно отнести задания №14 и №15, в которых нужно работать с иллюстрациями медалей, орденов, монет, марок. Учащиеся, привыкшие мыслить творчески, как правило, и испытывают затруднения при решении этих заданий. В экспозиции нашего школьного музея имеется некоторое количество таких экспонатов, с помощью которых можно не только научиться решать такие задания, но и расширить границы познания, дать учащимся возможность развить свои творческие способности, научиться мыслить более широко, отточить навыки критического и креативного мышления.

Поэтому, занятия, которые я провожу, опираясь на экспонаты школьного музея и предметы из своей личной коллекции, могут представлять интерес прежде всего для учителей истории. Но их могут использовать и классные руководители, и педагоги-организаторы для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, различных викторин и конкурсов, а также при проведении музейных уроков.

Впервые я стал готовить такие задания несколько лет назад, проводя уроки в 9,10,11-х классах. Направлены эти занятия были прежде всего на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по истории. Позже стало понятно, что учащимся интересно решать такие задания и вне подготовки к итоговой аттестации, так как они учились получать новую историческую информацию при работе с музейными экспонатами, использовали и оттачивали навыки критического и креативного мышления. 

Если это непосредственно урок истории, то эти задания можно использовать на разных его этапах. Я обычно пользуюсь такими заданиями на этапе объяснения нового материала, при повторении пройденного. Изредка такие или подобные задания могут быть заданы на дом. Поскольку моё хобби непосредственно связано с фалеристикой, то использую я именно задания с медалями и орденами из музейной экспозиции, если речь идёт о советских наградах, либо из своей коллекции, если речь идёт о наградах императорской России или иностранных наградах.

К примеру, очень удобно использовать для разработки таких заданий медаль к 300-летию дома Романовых, отчеканенную в 1913 году. На аверсе медали изображены профили царя Михаила Федоровича Романова и Николая Александровича Романова (первого и последнего царя династии)

Задание может заключаться в том, что нужно сделать обоснование, опираясь на базовые исторические знания и информацию, представленную на аверсе медали.

Задание: "Укажите личности людей, изображенных на медали и событие, к которому приурочен выпуск медали. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Учитель сообщает, что медаль была отчеканена в 1913 году.

Опираясь на базовые исторические знания и используя навыки критического мышления, учащиеся приходят к выводу, что это Михаил и Николай Романовы, а событие – это 300-летие династии. Такого обоснования будет достаточно для правильного ответа.

Оригинальный текст доклада, слайды и музейный материал (медали и благодарности) хранятся в архиве школьного музея.

 


Комментариев нет: